Толкование на 7-ой псалом

Псалом Давиду, егоже воспет Господеви о словесех Хусиевых, сына Иемениина.

Хусий, первый друг Давидов, послан был Давидом к Авессалому противодействовать Ахитофелу, подававшему советы против Давида. Он, оставив Давида и притворясь изменником, когда Авессалом требовал совета у него и у Ахитофела, и Ахитофел предложил преследовать Давида, сказал: нет; не должно без достаточных сил гнаться за тем, кто сведущ в военном деле, – и этим словом спас Давида. Давид, спасенный как бы не человеческою помощью, воспевает за это благодарственную песнь Богу, приписав все благодати Его, а не кому-либо из людей.

Господи Боже мой, на Тя уповах.

Поелику не ожидаю спасения от человека, то, хотя и прекрасны слова Хусиевы, Ты спаси меня, как от настоящих врагов, так наипаче от мысленного льва, уловляющего душу мою.

Аще воздах воздающым ми зла.

Представляет свою незлопамятность, прося за это милости у Бога.

Да отпаду убо от враг моих тощ.

Как победивший праведник уходит от врагов с полными руками, так побежденный грешник уходит от них «тощ», ничего при себе не имея.

Да поженет убо враг душу мою.

Слова эти имеют такой смысл: пусть впаду в руки диаволу, если я сделал что-либо из сказанного выше! И если сделал то или другое, то пусть не буду освобожден от греха прежде смерти.

Вознесися в концах враг твоих,

то есть, между сильными из врагов моих; потому что концы означают укpепления.

И востани Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси.

Этими словами ясно благовествует о богоявлении Спасителя.

И сонм людей обыдет Тя.

А этим ясно показывает веру в Него Церкви.

И о том на высоту обратися,

о том, то есть, о сонме. А словом: «на высоту» – дает разуметь или честный крест, на который Христос вознес грехи наши, или восхождение на небо. Ибо «вниде.., да явится лицу Отчему о нас» (Евр. 9:24).

Суди ми, Господи, по правде моей.

Снова просит спасти его от врагов, умоляя о милосердии тем, что ими сделано.

Спасающаго правыя сердцем.

Поелику знаешь Ты помышления сердца нашего, то и испрашиваю поэтому помощи.

Бог судитель праведен, и кpепок, и долготерпелив.

Этим изображает долготеpпение в Боге, Который, если не совсем прощает, то отлагает наказание наше.

Стрелы Своя сгараемым содела.

Стрелами называет наказание, а под «сгараемыми» разумеет достойных огня.

Се боле неправдою

это враг жизни нашей.

Зачат болезнь, и роди беззаконие,

то есть, замыслил, и мысль свою привел в исполнение.

Ров изры, и ископа и.

Уготовав смерть Спасителю Христу, сам предается смерти.

Святитель Афанасий Великий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *